По воле божьей
- Опубликовано 24.04.2019 01:20
Александр — успешный банкир, живет в Лионе с женой и пятью детьми. Однажды он случайно узнает, что священник, домогавшийся до него в скаутском лагере, по-прежнему работает с детьми. Александр решает действовать: встречается с ним (тот не отрицает своих поступков, но оправдывает все болезнью — педофилией), доходит до кардинала (ему сочувствуют, принимают косметические меры, но не понимают, «зачем ворошить прошлое»), и в итоге относит анонимное заявление в полицию. В ходе расследования выясняется, что число жертв Прейната исчисляется десятками.
Новая картина Франсуа Озона «По воле божьей» основана на реальной истории: в 2016-м году французскому священнику Бернарду Прейнату предъявили обвинения в домогательствах в отношении более 80-ти мальчиков. Высшие церковные чины, как оказалось, были в курсе многолетних преступлений педофила, но закрывали глаза, применяли полумеры и заминали ситуацию на всех уровнях. Судебный процесс идёт до сих пор. Сам Прейнат, кстати, собирается подать на Озона в суд, чтобы фильм вышел во Франции уже после оглашения вердикта по его делу.
Режиссёр неожиданно снял идеальную документальную драму. Поскольку тема педофилии в церкви нечасто была в центре внимания кинематографа этот фильм буквально «золото». «По воле божьей» напоминает, что попытка обратить внимание на проблему, а уж тем более ее решить — это долгая и изнуряющая работа. К счастью, картина не лишена иронии, идеально вложенной в уста нужных персонажей.
История борьбы, началась с желания залечить личную рану, а вылилась в противостояние трёх главных героев: Александра, Франсуа и Эмманюэля (все имена реальные), целой системе. Три истории, три судьбы, три семьи, три слоя французского общества. Максимально контрастные во всём: начиная от религиозных убеждений, заканчивая материальным достатком, семейным положением и характером.
Самое страшное — насилие над детьми — остается за кадром, но рассказов от лица главных героев достаточно: то, как детально они помнят каждое событие 30-летней давности, действует намного сильнее. Озон фокусируется на том, как травма продолжает разрушать жизнь героев — взрослых успешных (и не очень) мужчин, окруженных любящими людьми. И никакого «срока давности» для таких вещей не существует, потому что они никуда не исчезают, они с жертвами каждый день и влияют на каждый аспект жизни.
Помимо всего прочего, герои сталкиваются с непростым конфликтом между верой в бога и церковью — институтом, который эту веру должен вроде бы защищать. «Ты веришь в Бога после всего этого?» — спрашивает у Александра в самом конце сын. Все «аргументы», отговорки, оправдания, обвинения в сторону жертв мы слышим в основном из уст представителей церкви, одного из самых консервативных институтов в мире, но... Ведь то же самое мы повсеместно слышим в светском обществе. Даже сейчас режиссера уже успели обвинить в «попытке поймать волну #MeToo» — и у Озона блестяще получается на частном случае разобрать общую проблему отношения общества к насилию и его жертвам.