ЮМОРИСТ
- Опубликовано 04.03.2019 12:18
У эстрадного юмориста Бориса Аркадьева в жизни все хорошо: счастливая семья, обожание миллионов, очередь поклонниц и благосклонность властей. Но комику не дает покоя несвобода и внешняя, и внутренняя: чем громче его успех на сцене, тем сильнее в нем назревает протест. И вот уже самый смешной становится слишком опасным.
Это странное и будоражащее кино вызывает чувство неловкости и врезается в память. Дебютный фильм режиссера Михаила Идова, сценариста фильма «Лето», сериала «Лондонград». Сценарий картины он написал вместе со своей женой.
По сюжету и антуражу фильм напоминает жизнеописание вымышленного эстрадного артиста 1980-х годов. Но альтернативная советская реальность служит здесь исключительно фоном для глубоко личной и в то же время универсальной истории о поиске человеком ответов на проклятые вопросы бытия. Фильм о подцензурном юморе, мягком тоталитаризме и моральном выборе мыслящего человека. То есть о сегодняшнем дне.
Разумеется, все это не сработало бы без выдающегося артиста. Открытие картины –Алексей Агранович в главной роли, который естественен в образе мятежного комика, чья трагедия заключается в том, что глуповатый «номер с обезьянкой» в его исполнении людьми ценится больше, чем написанный некогда амбициозный роман. Агранович абсолютно закономерно получил за свою роль главный актерский приз на кинофестивале дебютов «Движение», и остается только удивляться, что никто не открыл этого удивительного артиста ранее.
«Юморист» показывает, как недалеко мы ушли от этого вчерашнего дня — или как стремительно, описав петлю, приближаемся к нему вновь. И почему-то совсем неудивительным звучит на финальных титрах речитатив рэпера Фейса, всерьез озадаченного вопросами, которые так мучили Аркадьева. И ничего смешного в этом действительно нет.